Katie (uralpanda) wrote,
Katie

Теплоход "Дмитрий Фурманов", август 2019 года. День 3. Новая Ладога и Старая Ладога

За ночь наш теплоход пересёк Ладожское озеро с севера на юг, мы вновь оказались в Ленинградской области и вошли в реку Волхов, чтобы попасть в город Старая Ладога.
До завтрака прогуливаюсь по палубе

Иногда в реке при движении теплохода образуются вот такие симпатичные волны. Не всегда, возможно от глубины зависит

Завтрак на Фурманове - шведский стол, и тоже очень-очень достойный, мне очень нравились эти овощи с сырной корочкой

В программу круиза входили основные экскурсии (уже были учтены в стоимости), и дополнительные - можно было купить их отдельно. Я конечно же скупила все дополнительные экскурсии, которые могла. В этот день в качестве дополнительной экскурсии мы поехали в город Новая Ладога, который расположен совсем рядом со Старой Ладогой, где мы встали на стоянку. И вот одна из любопытнейших достопримечательностей Новой Ладоги - считается, что в одном из этих курганов похоронен Вещий Олег. Курганы вообще-то раскапывали, ничего интересного не нашли, но местные жители всё равно верят, что это так

Вид с курганов на речку Волхов, Старая Ладога совсем рядом - вон в изгибе реки видна её крепость, куда мы сегодня ещё попадём

Пано

Мы идём смотреть Николо-Медведский монастырь, сейчас он упразднён. Такое необычное название появилось из-за того, что построен он был на полуострове Медведец

Вид на церковь Иоанна Богослова

На территории монастыря расположено небольшое кладбище

Церковь Иоанна Богослова, она действующая, мы зайдём попозже внутрь посмотреть на службу

Любопытная деталь церкви - купола из жестяных пластин

А напротив стоит Никольский собор, очень старый, ровесник монастыря (15 век). Если подняться по лесенке справа, то можно увидеть икону Николая Чудотворца

Поднялась по лестнице, отсюда открывается вид на реку Волхов

Икону не сфотографировала, т.к. около неё стояли мои попутчики

Спустились вниз, возвращаемся обратно

Заглянули в церковь Иоанна Богослова на минуту. Она уже отреставрирована, а Никольский собор ждёт своей очереди

А дальше мы поехали смотреть очень любопытную страницу в истории города :) Новая Ладога была основана в 1704 году Петром I. Ладожское озеро считается опасным для судоходства даже сейчас, волны на нём могут достигать 4 метров, конечно же в те времена добраться из Санкт-Петербурга в Новую Ладогу через Ладожское озеро было ещё более опасным предприятием. И Пётр приказал прорыть канал из Волхова в Неву :)))) Этот канал до сих пор на карте Гугла видно! Он идёт вдоль берега Ладоги.
Мы стоим у конечного шлюза в реку Волхов, а эта роскошная женщина - императрица Анна Иоанновна, именно она в 1731 году завершила строительство Староладожского канала

Канал действовал до 1962 года и затем был снят с баланса Волго-Балтийского водного пути. Однако, по словам экскурсовода, местные жители до сих пор по нему на лодочках плавают в Неву :)

Возле канала небольшая фотовыставка с пробирающими душу фотографиями. Надпись на фото: "Пинхус Карлинский, 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска"

От шлюза мы переместились в Центр Культуры Новой Ладоги, в котором выставляет свои работы фотоклуб "Дети Февраля"

Очень интересные, атмосферные, полные смысла работы

Нам показали небольшое представление - всё это либо знаменитые жители Новой Ладоги, либо особы императорских кровей, принявшие активное участие в основании и строительстве города

Далее мы идём гулять по центральной улице Карла Маркса. Киров был из этих мест (из Вятской губернии), поэтому памятники ему здесь во множестве.

Город обладает очарованием старинной полуразрушенной красоты (хотя Тутаев по этому параметру превзойти невозможно)

Кафе "Встреча" - вот тут мы посмотрим ещё одну интересную штуку. Точнее попробуем :)

Суворов Александр Васильевич в 33 года был назначен в Суздальский пехотный полк, расквартированный в Новой Ладоге. По легендам Суворов отличался чувством юмора в аспекте подготовки солдат, и однажды приказал совершить марш-бросок и взять близлежащий Никольский монастырь в Старой Ладоге, чем очень перепугал монахов. С именем Суворова связана ещё одна прелюбопытная кулинарная история. Во время знаменитого перехода через Альпы у солдат закончилась провизия. Для того, чтобы хоть как-то обогреть и накормить людей, Суворов велел свалить в котёл всё съедобное, что найдётся в вещмешках. В ход пошло буквально всё - пшено, ячмень, рис, тыква, морковь, лук, и в результате в наши дни этот рецепт можно найти в кулинарных книгах. И мы пробовали в Новой Ладоге эту суворовскую кашу :))) Не поверите - но это вкусно!

Идём дальше, памятник основателю города

А это мы вышли к памятнику Ладожской военной флотилии. Здесь законсервированы два небольших корабля, в задачу которых входила доставка грузов в блокадный Питер и эвакуация населения. Из 498 дней блокады 313 дней снабжение города велось только водным путём по Ладоге

Вернулась к нашему теплоходу

Послушала колокольный звон в Никольском монастыре, вскоре мы туда пойдём с экскурсией

Дальше я немного прогулялась по посёлку, моей целью было найти банкомат, но он в городе так и не обнаружился. Прохожу мимо крепости Старой Ладоги, прелюбопытное место, мы скоро туда пойдём

Во второй половине дня мы отправляемся на экскурсию уже по Старой Ладоге. Начинаем с Никольского монастыря, очень старинного, заложил его в 1240 году Александр Невский.
Церковь Иоанна Златоуста, рядом - колокольня Никольского монастыря

Самый старинный храм монастыря - Никольский собор

Игуменский корпус

Никольский собор

Картины в нишах церкви Иоанна Златоуста

Сделала панораму нашего кораблика, и мы отправляемся гулять по посёлку. Одна панорама с телефона, вторая с зеркалки

Крепостная стена Никольского монастыря, именно его и брал штурмом Суворов

Идём к Староладожской крепости, сейчас это музей-заповедник

Место потрясающее, оно старше Вещего Олега! Деревянная крепость здесь была ещё в 9 веке, а во времена Рюриков её отстроили из камня

Заходим внутрь крепости

Это и было сердце древней Старой Ладоги, а заложен город в 753 году. Старая Ладога древнее Великого Новгорода

Деревянная церковь Димитрия Солунского и белоснежная Георгиевская церковь, на внутренних стенах которой фрески, внесённые в список всемирного наследия Юнеско

Идём смотреть церковь Димитрия Солунского, построенную в 17 веке

Затем поднимаемся на Раскатную башню, часть оборонительной цитадели

Отсюда виден наш Фурманов

Вид на Георгиевскую церковь

Башня внутри

И сейчас я пойду в Георгиевскую церковь, смотреть знаменитые фрески

Они действительно хорошо сохранились, причём сохранились чудом - их пытались сбивать со стен во время ремонта церкви, это не в наши дни происходило, конечно. Фрески были спасены после вмешательства влиятельных людей города

Самая знаменитая фреска - Георгий Победоносец

Идём дальше. Мы находимся на самой старинной улице города, улице Варяжской, и здесь обнаружился памятник Соколу. Сокол считается символом княжеского рода Рюриков

И вот только здесь, в этом месте, около памятнику Рюрикам, до меня наконец в полной мере дошло, где я нахожусь :)))
Сейчас в селе Старая Ладога живёт 2000 человек. В 862 году местные жители призвали сюда княжить варяжских Рюриков, слова этого приглашения знает каждый: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет". Это памятник первому варяжскому князю Рюрику, он стоит слева со свитком, и его родственнику - Вещему Олегу, который был регентом при несовершеннолетнем сыне Рюрика. А княжить они пришли в Старую Ладогу, и это первая столица Руси. Ребята, отсюда начиналась Русь

Ощутив торжественность места и момента, двигаюсь дальше. Это территория Успенского монастыря, Храм Воздвижения Креста Господня за деревьями

Один из монашеских корпусов

Храм Воздвижения Креста Господня

Старинный собор Успенского монастыря

Его древнее своеобразие подчёркивается крестом с полумесяцем, в православии это символ Христа. Такие водружали на церкви в 12 веке

Трапезный корпус монастыря

На этом гид нас отпустил, идём по посёлку обратно к кораблику

В спускающихся сумерках плывём по Волхову в гладких волнах

Выходим обратно в Ладогу, нашему большому кораблю огромное Ладожское море не страшно. Местные так и называют его - море

Вот в таком смешном виде, закутавшись в одеяло, я сидела на палубе и пила белый глинтвейн

Завтра начинается самое интересное. Завтра будет река Свирь, и это начало самых глухих мест путешествия :)