?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Горе от ума
uralpanda
Кто о чём, а я опять об Эволюции :)
У Марины есть очаровательный тезис, который заключается в опровержении популярной точки зрения "чем умнее человек, тем более он несчастен" (горе от ума, в просторечии). Марина говорит, что чем выше интеллект, тем больше прокачаны 12 ресурсов (или 8 соционических функций, если хотите), и тем закономерно ярче и интереснее жизнь человека. Я обеими руками голосую здесь "за".
Далее Марина развивает мысль следующим образом: каждый человек должен работать, так как именно серьёзная профессиональная деятельность развивает человека как личность. Без работы человек деградирует. С тем, что человек должен работать, чтобы себя обеспечить, я соглашаюсь снова обеими руками - в страшном сне не представляю себе финансовой зависимости от кого-то.
Однако у меня возникают сомнения по поводу основного тезиса - без работы человек деградирует. На первый взгляд - вроде бы логично, вроде бы да. Но на второй взгляд - долгое время в истории человечества существовала (и существует) прослойка традиционных праздных бездельников, это аристократы и люди, получившие в наследство огромные состояния. Некоторые из них работали (на высоких государственных должностях), но основная масса не делала ничего - они читали, музицировали, путешествовали, танцевали на балах, общались, занимались семьёй и детьми. И странно, но факт - как-то не встречала я до сих пор в литературе или публицистике утверждений, что высшее сословие являлось (и является) сплошь дегенератами и глупцами. Наоборот, в классической литературе это образованные и достойные люди большей частью (конечно и противоположные примеры есть, но это подаётся, как исключения). Мне кажется, что не в работе дело, а в личности. И мне всегда казалось, что ровно наоборот, чем больше у человека свободного времени для себя, тем больше он самореализуется.

Upd. Кто спрашивал - нашла:
"Неработающий человек - это человек, лишенный адекватного самовосприятия. Он не знает, кто он, у него нет своих опор, он чувствует беспомощность, тревогу, социальную дезориентацию, раздробленность картины мира."


  • 1
такой пример привели, что контрпример сам напрашивается - вспомните Пушкина. Мелкий дворянин, ни работал ни дня в своей жизни. Было бы у него время и желание заниматься поэзией, если бы он был вынужден работать - вопрос открытый

  • 1